В этой статье рассказано, на что следует обратить внимание бухгалтеру, если действующий сотрудник стал инвалидом или надо принять на работу инвалида. В частности, какие документы стоит потребовать, как оформить совместительство, какие условия труда и дополнительные гарантии необходимо обеспечить, а также что учесть при расчете заработной платы.

 

Вам нужно принять на работу инвалида или работающий сотрудник получил инвалидность? Как правильно оформить работника с ограниченными возможностями и о чем важно помнить при расчете зарплаты, налогов и взносов, читайте в статье.

Прием на работу инвалида

Законом установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества, независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами (ч. 1 и 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ). В названной статье ТК РФ речь не идет конкретно об инвалидах, но из нее следует, что они имеют равные права на труд с остальными гражданами.

Право инвалидов на работу закреплено в ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ). Кроме того, в ст. 21 данного документа субъектам РФ предписывается устанавливать для организаций численностью более 100 человек квоту на прием инвалидов: не менее 2% и не более 4% от среднесписочной численности работников. Ранее предприятия, не имеющие в штате инвалидов, должны были вносить плату в бюджет субъектов РФ за каждого неустроенного инвалида. Обязательную плату отменили в 2004 г. (Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ признаны утратившими силу ч. 3 и 4 ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

Тем не менее в действующем законодательстве предусмотрен штраф за отказ работодателя в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Это прописано в ст. 5.42 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 2000 до 3000 рублей.

Порой работодатель может отказать инвалиду в приеме на работу. Согласно ч. 3 ст. 3 ТК РФ право на труд может быть ограничено, если это обусловлено заботой государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите. Другими словами, право инвалида на труд может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, противопоказана ему по состоянию здоровья.

Информацию об инвалидности соискателя можно подтвердить определенными документами. Так, о наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы инвалида работодатель может узнать из:

  • справки медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности (форма № 1503004, утвержденная постановлением Минтруда России от 30.03.2004 № 41);
  • индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Образец формы индивидуальной программы реабилитации содержится в приложении № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н.

И тут возникает следующая проблема: обязан ли инвалид показывать эти документы при устройстве на работу? Нет, не обязан. В перечне документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу, их нет (перечень установлен ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Поэтому решение о том, предоставлять ли информацию об инвалидности или нет, лежит на самом работнике. Исключение составляют лишь те случаи, когда работодатель может запросить справки о состоянии здоровья для закрытия вакансий, где важно состояние здоровья, например, если соискатель устраивается в полицию (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

К сведению

 

Некоторые инвалиды стараются не афишировать свой статус до оформления трудового договора, а после подписания документов настаивают на предоставлении льготных условий труда. В этом случае работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства и дополнить трудовой договор повышенными гарантиями.

Краткое содержимое: 
На что следует обратить внимание бухгалтеру, если действующий сотрудник стал инвалидом или надо принять на работу инвалида.